На вопрос о возникновении сакрального танца нет однозначного ответа.
Многие относят возникновение современной традиции хороводного сакрального танца к работам Бернарда Возиена, немецкого философа, историка и танцора балета, жившего в начале 20 века, в которых он смог собрать и обобщить богатый материал танцевальных культур древности. Другие относят рождение этого движения к коммуне Финдхорн, из которой Бернард Возиен почерпнул многие танцы.
Возникновение же самого сакрального танца связывают с одной стороны с периодом эллинизма, а с другой – к мистической традиции Востока, например, суфизму или учению Руми, уходящими своими корнями в древность.
Есть и те, кто относит рождение сакрального танца к периоду неолита. Храмы неолитического периода не были централизованы и сильно отличались друг от друга. Самые большие храмы были центрами образования, где искусство, религия и познание были одним.
Это та среда, из которой Пифагор унаследовал свою математику. Отсюда взяли свой исток древние эллинистические и дионистические обряды. Здесь рождались предшественники современной биологии, медицины, металлургии и агрокультуры.
Возможно именно здесь родился и священный танец. Были храмы, танцевальные церемонии в которых не прекращались годами! Танец являлся одним из первичных способов, которым древние "сохраняли сакральное время".
Роль женского сакрального танца была наиболее сильной в культурах, почитающих богинь, где женщины справляли обряды и богослужения, что наблюдалось в культурах всего мира.
Постепенно с развитием рационального мышления, танец был исключен из очень многих религиозных обрядов, однако вскоре он обрел новую жизнь в рамках духовных практик и психотерапевтических групп.
Каждый преподаватель (сопровождающий) танца имеет свой собственный подход и стиль. Одни учителя проводят работу с акцентом на радости и игривости в танце. Другие используют танец для обогащения их символического понимания. Есть и такие, кто укрепляет через танец переживание общности с другими.
Перевод: Александра Харитонова (с)
|