МЕДИТАТИВНЫЙ  ТАНЕЦ:

ОПЫТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И АРХЕТИПИЧЕСКОГО

В ПСИХОТЕРАПИИ  ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА


Тезисы к научной конференции

"Психология индивидуальности", Москва, 2006 год.


 

 

 Харитонова Александра Юрьевна
Психолог МГУ, телесно-ориентированный терапевт, инструктор медитативного танца.



Медитативный танец (также носящий название сакральный) является одним из уникальных психотерапевтичеких средств, используемых в работе с пациентами и клиентами в рамках экзистенциально-инициальной психотерапии, основанной  более  50 лет назад К.Г. Дюркхаймом и Марией Гиппиус (Германия).

Считается, что в отличие от субъективности многих танцев современности, медитативные танцы являются отражением через движения тела человека объективных законов, управляющих, в том числе, и психологическим состоянием человека. Они имеют древнюю историю, восходят к различным традициям (ассирийской, вавилонской, египетской, греческой, раннехристианской, суфийской) являются разнообразными по форме, с повторяющимся набором элементов,  как правило задействующих все тело и исполняющихся совместно под музыку.

В рамках представляемого нами экзистенциально-инициального подхода к психотерапии, сочетающего в себе традицию аналитической психологии К.Г. Юнга и духовных практик Востока, медитативный танец рассматривается как оформленное в движении культурно заданное средство опосредования, передачи и непосредственного проживания не только телесного и эмоционального, но и душевно-духовного опыта человека.

Как и любая другая культурная форма (по Л.С. Выготскому) танец сначала является лишь внешним знаком, не несущим субъективной ценности. Однако он может ожить и обрести индивидуальный смысл в процессе совместной деятельности, в данном случае – в процессе психотерапии с использованием медитативного танца, в которой и психотерапевт, и сам танец являются проводниками, следующими за, свидетельствующими и раскрывающим происходящий с пациентом опыт. В отличие от интерпретативного подхода, реализуемого, скажем, в классическом психоанализе, в рамках инициальной психотерапии пациенту не вменяется значение танца или движения. Ему предоставляется возможность самому ощутить, почувствовать, понять и прожить всем собой архетипическую форму танца и вынести из нее свой собственный неповторимый опыт. 

Любой психологический кризис или дискомфорт рассматривается нами прежде всего как утрата целостности своего Я, потеря контакта с постоянно живым внутренним источником своей индивидуальности. Однако обретение этой целостности, на наш взгляд, не может являться результатом ни процесса линейного интеллектуального понимания или эмоционального принятия своей ситуации, ни через восстановление прежних или научение новым поведенческим навыкам и личностным качествам.

Целостность человека, на наш взгляд, выходит за рамки личности и обусловливается иными, чем лишь операциональные, интеллектуальные или эмоциональные особенности человека и развивается по своим законам, не являющимся линейными. Вслед за К.Г. Юнгом, К.-Г.Дюркхаймом и др. мы рассматриваем человека как существо в своем развитии незавершенное, постоянно проходящее (при определенных условиях!) качественные скачки в процессе становления своей индивидуальности.

Потеря тождественности самому себе является в определенном смысле естественным процессом на пути личностного роста и духовного становления человека.  Осознавая или нет, в своей жизни человек, подобно птице-Феникс, с определенной периодичностью проходит стадии «умри – и стань» своего Я: утраты и последующего обретения заново собственной индивидуальности. (К.-Г. Дюркхайм)

Медитативный танец позволяет решить основные задачи, стоящие перед
психотерапией личностного кризиса. Периодичность, цикличность и архетипическое качество танца помогают состояться процессу отхода от прежнего кристаллизовавшегося образа Я, не позволяющего сделать новый шаг на пути дальнейшего становления своей индивидуальности.

Диалог с архетипом танца
позволяет человеку прожить и при-своить (то есть сделать их частью своей индивидуальности) содержащиеся и передаваемые через него архетипические качества и свойства, необходимые для обретения им вновь утраченной целостности. Вечное и бесконечное пространства архетипа танца начинает проявляться через телесно-душевную индивидуальность конкретного человека и говорить с ним на его языке.

Таким образом важно отметить, что в процессе медитативного танца пациент является не пассивным объектом терапевтических «манипуляций», а активным участником и сознательным преобразователем своего внутреннего состояния.

Процесс многолетней практики использования сакрального танца в психотерапии позволяет нам сделать вывод о том, что данное направление психотерапевтической работы  может и должно стать важным дополнениям к классическим терапевтическим подходам к психотерапии личностного кризиса.


Харитонова Александра

Психолог МГУ, телесно-ориентированный терапевт,
инструктор медитативного танца и Движений Гурджиева.

С 2000 обучается в школа сакрального танца Амио Девиенн (Италия, Индия), проходит обучение у Хосе Рейеса (Доминиканская республика).
Сотрудник Центра Экзистенциально-Инициальной психотерапии (Германия).


Индивидуальная и групповая
психотерапия и консультирование.
Выездные семинары.

Тел. 8-916-373-1121
wings-to-fly@yandex.ru

www.gurdjieff-movements.ru

www.sacred-dance.narod.ru


   
Hosted by uCoz