кРАТКИЙ ОБЗОР

ИСТОРИИ РИТУАЛЬНОГО И САКРАЛЬНОГО ТАНЦА


Харитонова Александра (с)

 
 

«Боги -  участники наших хороводов –
дали нам чувство гармонии и ритма,
сопряженное с удовольствием.
При помощи этого чувства они движут нами
и предводительствуют нашими хороводами,
когда мы объединяемся в песнях и плясках»

Платон.

Исток.

Жест, движение, танец - являются первым языком, возникшим задолго до появления письменной речи и даже музыки. Языком коммуникации людей друг с другом, с собой и миром.
Еще до возникновения письменности - глиняных таблиц – и написания мифов – существовал другой язык. Послания пророков древности и законов мира передавались в форме телесных знаков – через ритуал танца.
Находящийся в теле и исходящий из тела, этот язык передавал глубокие чувства почитания. Индивидуально или в группе люди выражали и проживали различные внутренние состояния через кружение, шаги, раскачивание, прыжки, тряску, поклоны, сжатия и вращение.

В современном мире танец настолько привыкли воспринимать танец как форму развлечения, что становится сложным представить его ритуальное происхождение. Танец существовал не столько для выступления перед публикой или как способ развлечения.  Были времена, когда танец являлся естественной частью религиозных церемоний и основной формой выражения и проявления сообщения человека с высшим.
Он являлся высшей формой выражения внутреннего опыта поиска единства с собой и божественным.

 

Первобытность.
Пребывая в единстве с Природой, первобытный человек воспринимал, проявлял и выражал планетарные и космические ритмы и процессы непосредственно – через тело – и совместно - с другими людьми – под простые ударные инструменты.
Таким образом древний человек проживал через наиболее живое и доступное средство – собственное тело – единение с высшим, входил в контакт с духами природы, ощущал себя частью огромного, живого Космоса.

Ритуальные танцы, танцы-посвящения, поклонения, подношения, благодарения и молитвы – существовали в древности по всей территории планеты. Самые древние из них очень просты, они выражают собой вечные архетипы мироздания: круг, квадрат, спираль, линию, точку.

Эти древние символические формы, или пра-формы (Uhr-Formen, Мария Гиппиус), лежат в основе любых более сложных архетипических элементов: как в геометрическом (природном и архетектурном), так и во внутреннем пространстве человека. Естественные природные формы пространства считались священными: горы, некоторые деревья, камни и животные.



Священным считалось любое возвышение, естественное или созданное самими людьми (дольмен, ступа), которое символизировало центр и одновременно вертикальную ось, axsis mundi всего обозначаемого мира и местом присутствия Бога на земле.(Р.Л. Павлов "Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архетектуре индоевропейцев")

Так почитались
не только природные явления и смена времен года. Каждому событию индивидуальной жизни или жизни племени: рождению, смерти, свадьбе, переходу детей в подростковый возраст, удачной охоте или урожаю  -  уделялось особое место, поскольку оно понималось как (а значит и являлось) отражением космических процессов в индивидуальном пространстве. Само тело человека являлось тогда живой формой проявления через себя космических сил. Через движение, человек имел воможность воплотить в себе тот или иной космический принцип.

Алжир
В первобытном обществе, вероятно, не существовало разделения на танцы социальные и танцы церемониальные – мышление людей было «религиозным», а вся культура и быт людей отражали свое, заданное данным сообществом людей, место во всеобщем.


Матриархат. Танцы богинь и жриц.

В глубокой древности танец являлся существенной формой поклонения Богу, точнее, Богине, так как первые культы на Земле были матриархальными.     
Во многих культурах,  в дополнение к роли создателя, подателя и защитника всего живого, богиня сама была танцовщицей, проявляя через свой танец жизненные и сезонные циклы. 

















Именно с почитания богини начинается путь сакрального танца в мире.
Космическая Мать-Богиня символизирует силу и гармонию самой жизни. Она проявляет себя через различные образы и символические фигуры.
Женщины резонируют с образом богини как женского аспекта божественного – вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности.
Женский принцип может проявляться в нас через различные качества: красоту, силу, принятие и способность питать, терпение и радость отдачи ….
В древности жрица являлась частью общества, оны выполняла роль повитухи, целительницы, оказывала помощь в подборе снадобий и т.д. Помимо этого, она была уполномочена решать внутренние проблемы как отдельного человка, так и устанавливать правила для всего сообщества.















Сопровождая повседневную работу своими песнями, такие пра-матери трансформировали тяжелый труд в ритмический узор, упраздняя таким образом его возможные неблагоприятные эффекты на тело и психику.

Они устанавливали пространство священного в повседневной жизни через свое слово, голос и движение, связанные с дыханием, с самой жизненной силой внутри.  


Ритм.
Пространство и время.
Тотем. Архетип. Миф.
Мужское и женское.

Продолжение обзора следует...




Александра Харитонова
Харитонова Александра



Психолог МГУ, телесно-ориентированный терапевт,
инструктор медитативного танца и Движений Гурджиева.

С 2000 обучается в школа сакрального танца Амио Девиенн (Италия, Индия), проходит обучение у Хосе Рейеса (Доминиканская республика).
Сотрудник Центра Экзистенциально-Инициальной психотерапии (Германия).
Тел.





Тел. 8- 916-373-1121

wings-to-fly@yandex.ru


www.gurdjieff-movements.ru

www.sacred-dance.narod.ru


   
Hosted by uCoz